20 апреля 1999 года N 329

О развитии инициативы  жителей
Центрального административного
округа по передаче им в управ-
ление жилых домов,  финансовых
средств и  ответственности  за
эксплуатацию жилищного фонда


     На территории Центрального административного округа в настоя-
щее время действует 224 различных объединения жителей,  которые  в
разной степени участвуют в решении вопросов обеспечения сохраннос-
ти, содержания и эксплуатации жилых домов и придомовых территорий,
наведения и поддержания порядка в своих подъездах: эти задачи реа-
лизуются в деятельности 18 территориальных общин,  93  товариществ
собственников жилья (из них 36 товариществ приняли дома в управле-
ние),  91 жилищных и жилищно-строительных кооперативов, 5 молодеж-
ных жилищных кооперативов, 17 объединений жителей других организа-
ционно-правовых форм. В 16 домах в настоящее время проведены учре-
дительные  собрания жителей с целью создания товариществ собствен-
ников жилья (документы находятся на стадии регистрации).
     Инициативы различных  объединений жителей по участию в управ-
лении жилыми домами и придомовыми территориями находят поддержку у
префекта Центрального административного округа.  Им утверждена це-
левая комплексная Программа поддержки инициативы жителей. Програм-
ма разработана с учетом опыта деятельности домовых комитетов, тер-
риториальных общин,  товариществ собственников жилья в районах, их
взаимодействия с районными Управами,  окружными и городскими служ-
бами. Опыт деятельности отдельных общин, товариществ собственников
жилья Центрального административного округа доказывает преимущест-
во данных форм самоорганизации жителей в  обеспечении  сохранности
жилищного  фонда,  придомовой территории,  наведении и поддержании

                              - 2 -                              
порядка в подъездах жилых домов.
     Вместе с тем в работе по поддержке объединений  жителей  пре-
фект Центрального административного округа,  районные Управы стал-
киваются с целым рядом проблем,  которые характерны не только  для
Центрального административного округа. Это в первую очередь недос-
таточно проработанные механизмы передачи жилищного и нежилого фон-
да, земельных участков товариществам собственников жилья.  Не пол-
ностью отработаны механизмы содержания и эксплуатации  кондоминиу-
мов, финансирования товариществ собственников жилья,  комплексного
контроля за их финансово-хозяйственной  и  организационно-уставной
деятельностью.  Большие  сложности  испытывают инициативные группы
жителей при  определении  хозяйственно-экономических  условий  для
создаваемого по их инициативе товарищества собственников жилья.
     Практика действующих и создаваемых территориальных общин, то-
вариществ собственников  жилья  в домах уже существующей застройки
муниципального жилищного фонда (каких  подавляющее  большинство  в
Центральном  административном округе) показывает,  что практически
ни на каких территориях города (кроме новостроек) заранее не опре-
делены  и  не выделены земельно-имущественные комплексы (возможные
кондоминиумы) в г.Москве как объекты управления и как условие  для
образования товариществ собственников жилья.  Москомземом не раз-
работана методика нормативного и сверхнормативного  выделения  зе-
мельных  участков  для кондоминиумов.  Все это создает у жителей и
районных Управ большие сомнения в дееспособности и надежности соз-
даваемых товариществ собственников жилья.
     Многие товарищества собственников жилья не могут  реализовать
свое право на оформление и управление кондоминиумом, а осуществля-
ют лишь общий контроль за  использованием  выделяемых  средств  на
эксплуатацию и обслуживание. Советы территориальных общин мало ин-
формированы о процедуре, целях и возможностях создания товариществ
собственников жилья, но готовы участвовать в сохранении и благоус-
тройстве домов на своей территории.
     Префектурой и районными Управами Центрального и других  адми-
нистративных  округов  еще недостаточно используются различные ин-
формационные каналы для разъяснения и поддержки инициатив  жителей
по организации сохранности подъездов и дворовых территорий, по пе-
редаче им в управление жилых домов,  финансовых средств и  ответс-
твенности за эксплуатацию жилищного фонда.  Недостаточность реаль-

                              - 3 -                              
ных экономических механизмов формирования и  деятельности  товари-
ществ собственников жилья сдерживает развитие более широкой пропа-
ганды в этом направлении и приводит к конфликтным ситуациям  между
действующими товариществами собственников жилья и городскими, рай-
онными службами.
     В целях  обеспечения активного участия жителей в решении воп-
росов сохранности и  эксплуатации  жилищного  фонда  Правительство
Москвы постановляет:
     1. Департаменту муниципального жилья и жилищной политики Пра-
вительства Москвы как координатору действий городских структур ис-
полнительной власти по данным вопросам совместно  с  Департаментом
государственного  и  муниципального имущества города Москвы,  Мос-
ковским земельным комитетом, Управлением жилищно-коммунального хо-
зяйства  и благоустройства,  префектами административных округов в
срок до 1 октября 1999 года разработать и представить на утвержде-
ние  Правительства Москвы комплексную городскую программу формиро-
вания кондоминиумов и создания условий для образования и  деятель-
ности товариществ собственников жилья (далее ТСЖ).
     2. Департаменту муниципального жилья и жилищной политики Пра-
вительства Москвы:
     2.1. Совместно с Департаментом государственного и муниципаль-
ного имущества города Москвы, Московским земельным комитетом, Мос-
комархитектурой, Московским городским комитетом по государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Городским
бюро технической инвентаризации в срок до 1 августа 1999 года раз-
работать  и внести на утверждение Правительства Москвы положение о
едином порядке оформления необходимого пакета документов  для  ре-
гистрации  имущественно-земельных  комплексов  (кондоминиумов),при
этом установить, что оформление документов производится без взима-
ния платы.
     2.2. Организовать  с  участием  заинтересованных  организаций
разработку типовой методики для составления  ТСЖ  технико-экономи-
ческого  обоснования доходов и расходов на техническое содержание,
эксплуатацию и ремонт жилых домов в кондоминиуме.  Совместно с Уп-
равлением городского заказа, Департаментом финансов в течение 1999
года подготовить  инструкцию по составлению технико-экономического
обоснования для управления жилыми домами.

                              - 4 -                              
     2.3. Совместно с Управлением городского заказа, Департаментом
государственного и муниципального имущества города Москвы  в  срок
до  1 сентября 1999 года разработать и внести на рассмотрение Пра-
вительства Москвы  положение  о порядке  управления жилыми домами,
находящимися в коллективной собственности,  и передаче домов в уп-
равление ТСЖ,  предусмотрев при этом возможность введения внешнего
управления в случае возникновения  дезорганизации  в  деятельности
ТСЖ.
     2.4. Совместно с Управлением городского заказа, департамента-
ми финансов, экономической политики и развития г.Москвы, государс-
твенного и муниципального имущества города Москвы и Московским зе-
мельным комитетом в срок до 1 сентября 1999 года разработать меха-
низм обеспечения дотационных выплат на содержание жилищного фонда,
находящегося в  управлении ТСЖ,  территориальной общины,  с учетом
переданного им в управление имущества.
     3. Префектам административных округов:
     3.1. Совместно с Московским земельным комитетом,  Москомархи-
тектурой, Департаментом  муниципального  жилья и жилищной политики
Правительства Москвы,  Управлением жилищно-коммунального хозяйства
и благоустройства в срок до 1 августа 1999 года завершить проведе-
ние работ по определению жилых домов и границ земельных  участков,
где  имеются  предпосылки  для формирования имущественно-земельных
комплексов (кондоминиумов),  создания ТСЖ и передачи им в управле-
ние жилых домов и земельных участков. В Ш квартале 1999 года пред-
ставить на утверждение Правительства Москвы перечни адресов  жилых
домов,  где  имеются предпосылки для формирования имущественно-зе-
мельных комплексов с учетом наличия прилегающих  земельных  участ-
ков.
     3.2. Во П квартале 1999 года определить организационную форму
и  обеспечить  на постоянной основе организационно-консультативную
помощь инициативным группам жителей в разработке и оценке перспек-
тив  экономической  целесообразности деятельности ТСЖ,  в создании
товариществ и территориальных общин, формировании кондоминиумов, а
также  действующим товариществам и территориальным общинам по воп-
росам их деятельности.
     3.3. Рекомендовать использовать опыт префектуры  Центрального
административного  округа  по введению за счет бюджетных и внебюд-
жетных средств дополнительных должностей работников, ответственных
за работу с населением,  с объединениями жителей,  в т.ч.  товари-

                              - 5 -                              
ществами собственников жилья, территориальными общинами.
     4. Главам  районных  Управ:
     4.1. Обеспечить своевременное и полное представление дирекци-
ями единого заказчика районов документации,  необходимой ТСЖ (ини-
циативным группам - в случае принятия решения о создании ТСЖ)  для
регистрации юридического лица и земельно-имущественного комплекса.
     4.2. Совместно с Государственной жилищной инспекцией г.Москвы
осуществлять контроль за соблюдением установленного порядка  пере-
дачи  жилых домов в управление ТСЖ с обязательным определением зон
ответственности их содержания и эксплуатации территории домовладе-
ния, инженерных сетей и оборудования.
     4.3. Рекомендовать  включение  в  состав ревизионных комиссий
товариществ собственников жилья представителя  районной  Управы  с
целью осуществления государственного контроля за финансово-хозяйс-
твенной и организационно-уставной деятельностью товариществ  собс-
твенников жилья во избежание финансовых и иных злоупотреблений.
     5. Комитету  территориальных  органов исполнительной власти и
развития местного самоуправления:
     5.1. До 1 августа 1999 года подготовить нормативный документ,
регламентирующий функции работников, ответственных за работу с на-
селением, с объединениями жителей, в т.ч. товариществами собствен-
ников жилья, территориальными общинами.
     5.2. Совместно с префектами административных округов и район-
ными  Управами в первом полугодии 1999 года разработать и реализо-
вать программу информационного обеспечения  инициатив  жителей  по
практическому  их  участию  в работах по содержанию и эксплуатации
жилищного фонда и придомовых территорий, по передаче им в управле-
ние жилых домов и земельных участков, финансовых средств и ответс-
твенности за эксплуатацию жилищного фонда.
     5.3. Совместно с Управлением жилищно-коммунального  хозяйства
и благоустройства,  Государственной  жилищной  инспекцией г.Москвы
организовать ежегодный городской конкурс на лучшую реализацию ини-
циатив  жителей по благоустройству и содержанию подъездов и придо-
мовых территорий. В срок до 1 июля 1999 года представить положение
о  городском  конкурсе  на  лучшую реализацию инициатив жителей по
благоустройству и содержанию подъездов и придомовых территорий.
     5.4. Совместно с префектами административных округов:
     5.4.1. Организовать тематические выставки, семинары для руко-
водителей  и  специалистов районных Управ об опыте решения проблем

                              - 6 -                              
жилищно-коммунального хозяйства,  в т.ч. деятельности ТСЖ, а также
территориальных общин, других самоуправляемых объединений граждан,
взявших  на  себя ответственность по вопросам содержания жилищного
фонда и придомовых территорий (по отдельному плану).
     5.4.2. Организовать специальные тематические программы и пуб-
ликации о деятельности районных Управ  по  реформе  жилищно-комму-
нального хозяйства  в  городских средствах массовой информации (по
отдельному плану).
     5.4.3. Организовать в Ш квартале 1999 года  передвижную  выс-
тавку  об  опыте  реализации  инициатив жителей по благоустройству
дворовых и придомовых территорий, подъездов жилых домов.
     6. Комитету территориальных органов исполнительной  власти  и
развития местного  самоуправления обратиться в срок до 1 июня 1999
года в Государственную налоговую  службу  Российской  Федерации  с
просьбой внести изменение в приказ Государственной налоговой служ-
бы Российской Федерации от 13.06.96 N ВА-3-12/49 в части  исключе-
ния  требований  по  заполнению приложения 1 к карте постановки на
учет налогоплательщика-организации при  постановке  на  учет  ТСЖ,
созданных  ими  ассоциаций и объединений в связи с отсутствием ус-
тавного фонда у товариществ собственников жилья.
     7. Департаменту  внебюджетной  политики  строительства города
Москвы продолжить  практику  создания  товариществ   собственников
жилья и формирования кондоминиумов на объектах,  строительство ко-
торых финансируется за счет средств внебюджетного жилищно-инвести-
ционного фонда.
     8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.,
заместителя Премьера Правительства Москвы Петрова А.В.,  префектов
административных округов.


П.п.Премьер Правительства Москвы                       Ю.М.Лужков